Человеческий элемент в обеспечении безопасности судовождения.

Ответить
Аватара пользователя
Наталья Яблонски
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вт окт 24, 2023 8:50 am
Контактная информация:

Человеческий элемент в обеспечении безопасности судовождения.

Сообщение Наталья Яблонски »

Несмотря на то, что высокими приоритетами в морской индустрии всегда были безопасность команды, судна и защита окружающей среды, по данным британского клуба страхования ошибки человека обходятся мировой морской индустрии в 541 млн. долларов ежегодно.
По результатам исследований в области индустрий высокого риска (атомной энергетики, авиации, нефте- и газодобывающей промышленности, горнодобывающего производства, железнодорожного и морского транспорта) первоначальной причиной возникновения несчастных случаев и нежелательных происшествий на морском транспорте обозначаются организационные, управленческие, культурные и человеческий факторы.

Культура безопасности в организации определяется компетентностью, отношением к работе, восприятием, совокупностью индивидуальных и групповых ценностей, проявляющихся в поведенческих паттернах, определяющих стиль и умения руководителей обеспечивающих здоровье и безопасность сотрудников в организации.

С целью повышения культуры безопасности и предупреждения несчастных случаев на море, важнейшей превентивной мерой является подготовка моряков, направленная на формирование психологической готовности к работе в сложных условиях посредством обучения людей необходимым знаниям, навыкам, формирования ключевых компетенций.
Морская индустрия, являясь первой, действительно глобальной индустрией в мире, претерпела полную трансформацию с начала 70-х годов двадцатого столетия. Комплектация судов интернациональными экипажами, сокращенными экипажами, применение системы так называемых удобных флагов, автоматизация судов и многопрофильность ремонтного персонала. Все это значительно снижает себестоимость работ, но приводит к повышению уровня нагрузок на членов экипажа. При этом условия труда моряков могут существенно отличаться по своему качественному уровню в зависимости от конкретного судовладельца и крюинговой компании.
Человеческий элемент (фактор) – это характеристика, учитывающая наряду с психическими и физиологическими особенностями человека, влияющими на безопасность, также и технические причины (эргономическая согласованность техники с возможностями оператора, с решаемыми им задачами), организационные причины (условия и режим его работы) влияющие на возникновение опасных ошибок. Таким образом, надежность систем управления, в значительной степени определяется надежностью человека, т.к. человеку свойственна высокая чувствительность, реактивность, присущи свои психофизиологические особенности, он подвержен влиянию множества факторов внешней и внутренней среды.
По характеру воздействия на субъект труда обозначенные ситуации и проблемы морской практики можно представить в виде нескольких групп:
1.Психофизиологические: вибрация; недостаток сна; шумы, которые могут приводить к искажению важной рабочей информации; сенсорная депривация; сексуальное воздержание; гипокинезия.
2. Физические: проблемы погодных условий; частая смена климатических зон; повышенная солнечная радиация; хроническое переохлаждение; частая смена часовых поясов; шторм; электромагнитный фон; инфразвук генерируемый штормовым фоном; качка; сверхчастотное аппаратное излучение; высокая температура в производственных помещениях; контрастные температурные воздействия; статическое электричество; загазованность помещений на специализированных судах; плохое питание, плохое питьевое водоснабжение, недостаточное водоснабжение для гигиенических потребностей; недостаток сна в виде нарушений естественного ритма сна и его продолжительности.
3.Нормативно-деятельностные: периоды с высоким объемом рабочих нагрузок в условиях дефицита времени; связывающие требования регулирующих нормативов, которые могут выглядеть, как снижающие безопасность операционной деятельности; длительность рейса; удлиненные рабочие дни.
4.Личностно-психологические: продолжительный период вдали от дома (нарушение жизненного ритма); социальная депривация; психологическая несовместимость членов экипажа; возможная критика или конфликты с другими членами экипажа; отсутствие условий для хобби; неудовлетворительные условия для отдыха; несовершенство программы культурного отдыха; отрицательное отношение к работе; уровень стабильности состава экипажа; ностальгия.
Если стресс рассматривать как фактор, истощающий ресурсы человека и создающий угрозу качеству жизни, то контекст морских операций можно рассматривать как “идеальный” поставщик стресса. Стресс (от англ. stress - напряжение) – ответная реакция организма на ситуацию, которая требует соответствующей адаптации – большей или меньшей функциональной перестройки организма. Это напряжение всех защитных сил организма, мобилизация его ресурсов и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач [2]. Совокупность условий труда, быта, весь уклад и образ жизни моряков свидетельствует о большой значимости психофизиологического приспособления (адаптации) человека к особым условиям труда. Течение психических процессов человека при адаптации обусловлено многими обстоятельствами: эмоциональным состоянием и социальным положением, климатическими условиями труда, физическим состоянием, характером стресса, наличием инфекций, интоксикаций, травм, соматических заболеваний, межличностными отношениями, удовлетворением работой, чувством компетентности и др.
Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной важности роли человеческого элемента (фактора) в проблеме безопасности мореплавания и необходимости его всестороннего изучения и учета на всех этапах профессионального становления специалистов морского флота, особенно судоводителей и судовых инженеров. Обучение работе с техникой может быть успешным только при учете закономерностей формирования личности человека, закономерностей процесса усвоения им знаний, умений и навыков, формирования активного самостоятельного мышления, развития способностей, интересов и склонностей. Поскольку человек наиболее уязвимый элемент системы, от его состояния, правильности и своевременности действий зависит безопасность мореплавания, сохранность человеческой жизни и окружающей среды [5]. Низкая организация общей судовой и штурманской службы, недостаточная теоретическая и практическая подготовка судоводителей, их ошибочные действия или бездействие, индивидуальные психофизические качества, несоблюдение хорошей морской практики – вот факторы, присутствующие почти в каждой аварии, независимо от других сопровождающих ее причин.
В связи со значительным ухудшением качества общеобразовательной и специальной подготовки, обусловленной состоянием общества, теперь просто необходимы дополнительные виды подготовки. С учетом этой точки зрения особую актуальность приобретает проблема готовности специалиста к деятельности в экстремальных условиях. Специалисты, несущие ответственность в вопросах обеспечения безопасности морских операций при достижении рабочих целей должны быть полностью подготовлены для взаимодействия на различных уровнях организации и использовать максимально эффективные стратегии.
Одним из подходов в психологии труда для повышения культуры безопасности и предупреждения несчастных случаев, является формирование психологической готовности специалиста к работе в сложных условиях посредством обучения специальным знаниям, навыкам и умениям.
Поэтому в качестве превентивных мер по реализации мероприятий обеспечения безопасности мореплавания наряду с серьезным вниманием к технической подготовке персонала, необходима специальная подготовка также и в области психологических знаний, навыков и компетенций.
Среди важных проблем на морском флоте необходимо обозначить вопросы психологического сопровождения (обеспечения) безопасности плавания. Психология в области морского транспорта призвана изучать закономерности проявления психических процессов человека и психологии судового экипажа при выполнении профессиональных обязанностей и задач, обусловленных спецификой трудовой деятельности. Для решения стоящих перед психологами задач в области морских операций приходится использовать знания из различных отраслей психологии: социальной, психологии труда и инженерной психологии, педагогической и медицинской психологии. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки и развития личности специалиста состоит в целенаправленном воздействии на процесс профессионализации, для формирования условий (внутренних, личностных и внешних, социально-средовых), профессионально-личностной адаптации субъекта, развития способности к саморегуляции в деятельности, профессионально-личностной активности.
Анализ имеющейся литературы показывает, специалистам командного состава судов приходится выдерживать высокие физические и эмоциональные нагрузки. Их деятельность связана с персональной ответственностью за результаты выполнения профессиональных задач (отличающейся от ответственности специалистов в обычных условиях), высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья. Причем если навыки и знания работы приобретаются с годами, то отсутствие необходимых психических свойств порой невозможно компенсировать ни образованием, ни опытом судовождения [1]. Поэтому следует обратить внимание на организацию профессонально-психологического отбора, психологическую подготовку и психологическое сопровождение командного состава судов (капитанов, судоводителей, судовых механиков). Так как ничто так не дезорганизует работу специалистов при возникновении экстремальных условий, как недостаточная компетентность управления, растерянность, неспособность регулирования позитивных психических состояний.
В соответствии с этим, для обеспечения эффективности подготовки специалистов командного состава в системе дополнительного образования на морском транспорте предлагается ряд следующих мер:
1. Осуществление мониторинга уровня психологической готовности командного состава к выполнению рабочих задач. Выявление показаний к различным видам и уровням тренинга (training needs analysis).
2. Проведение специализированных программ профессионального тренинга. Обучение специалистов с применением инновационных методов обучения для различных категорий работников морского транспорта.
3. Своевременное предложение консультативной и коррекционной помощи на различных этапах профессионализации судоводителей, судовых инженеров и руководящих специалистов береговых служб.

Литература.
1. Леонтьев В.А. Формирование профессиональных навыков судоводителей. – М.: Транспорт, 1987.- с.2-23.
2. Снопков В.И., Васильева В.Б. Безопасность мореплавания. М.: Транспорт, 1994.- 245 с.
3. Bloor, M., Thomas, M., & Lane, T. (2000). Health risks in the global shipping industry: an overview. Health, Risk & Society, vol.2, No 3.
4. UK Protection & Indemnity Club (1992). The United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda P&I Ltd).
5. McNamara, R., Collins, A., & Matthews, V. (2000). A review of research into fatigue in offshore shipping. Maritime Review, 118 -122.
Ответить